Земли общего пользования: основные правила использования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Земли общего пользования: основные правила использования

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

Земли общего пользования: основные правила использования

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Земли общего пользования: основные правила использования

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Земли общего пользования: основные правила использованияЕсли же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Земли общего пользования: основные правила использования

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Земли общего пользования: основные правила использования

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земля общего пользования: определение, правовой режим, нормы и правила использования

Последнее обновление: 15.02.2020

Земельные участки, расположенные в России, имеют разное целевое назначение.

Наделы для общего пользования позволяют людям воспользоваться пространством для собственных нужд без уточнения разрешения для проведения мероприятий.

При отсутствии ограждения частной территории, она является общедоступной для других людей. Последние могут проводить там время по-своему усмотрению без причинения вреда собственнику.

Территория общего пользования – это надел, который позволяет людям пользоваться землей и находиться там без ограничений по времени. Они имеют полное право собирать грибы, ягоды на данной территории, посещать культурные объекты.

В законодательных актах не уточняется перечень, где указывается, какие именно земли относят к такому правовому статусу. В правовых актах описана только расшифровка и санкции за несанкционированное завладение наделом.

В юридической практике такие территории представлены и за пределами города для использования. Здесь можно выделить не менее 3 категорий территорий, используемых неограниченным количеством людей.

К землям населенного пункта, имеющим представленный статус, относят:

  • все что находится на улице: дороги и проезды, дворовая территория;
  • парковые зоны и пляжи, водоемы;
  • лесополоса;
  • площади и бульвары;
  • полигоны для вывоза отходов, недостроенные здания, иные площадки, которые используются для нужд субъектов.

Также выделяют земельные территории с расположенным на них лесом, беговыми полосами. Права на использование и приобретение данной категории земли не может оформляться документально, поэтому статус вытекает из права использования природных ресурсов.

Третьей категорией становится публичный участок. На основании стать 262 ГК, можно использовать такой участок в качестве общего, если доступ к нему не запрещен. Здесь стоит отметить и наделы, которые приобретены уже в частную собственность, но не огорожены гражданином. То есть каждый человек приобретает право для прохода через чужой участок.

Правовой режим

Земли общего пользования: основные правила использования

Территория общего пользования и Земельный кодекс оговаривает все требования по использованию земельного надела. Согласно действующим правовым актам, надел для общего использования обязан находиться во владении государства или же организаций местного муниципалитета. Такие наделы запрещается приватизировать по закону.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории  никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

Основа для выполнения – это хорошее отношение к чужой собственности, соблюдение выдвинутых требований от собственника, а также не причинение ущерба земельному участку.

При возникновении его человек должен выплатить штраф. В законодательной базе оговаривается возможность неограниченного использования территории на бесплатной основе.

То есть каждый гражданин вправе получить необходимые удобства и использовать их на выделенном наделе.

Регулирование вопроса о землях общего пользования лежит на ключевых нормативных актах – ГК и ЗК. Именно они регулируют все основные вопросы, в том числе эксплуатацию любого статуса земель, расположенных в городе или деревне.

ГК оговаривает статусы, а также утверждает основные требования для приобретения и владения наделом. В правовом акте используется подробная информация о статусе назначения. ЗК контролирует человека, чтобы он использовал земельный участок в соответствии с выделенным целевым назначением.

Особенность земельных участков общего пользования – статус принадлежит сразу нескольким правовым институтам. Именно поэтому на них распространяются и местные правовые акты.

Но распространяться нормативная документация может только в том ситуации, если она не противоречит федеральному законодательству.

То есть федеральное законодательство должно исполняться в первую очередь, если происходит конфликт между правовыми актами.

Право прохода через чужой участок

Земли общего пользования: основные правила использования

Нередко происходит самозахват территории для общего пользования другими людьми или предпринимателями. Тогда приходится бороться за земельный участок для общего пользования, если самозахват был юридически не проведен по документам.

Если у человека имеется документальное подтверждение права владения землей, то он автоматически получает право на использование опций, которые представлены на земельном наделе.

Читайте также:  Может ли работодатель уменьшить зарплату

Но это допускается, если иного не предусмотрено в законодательстве.

Новый владелец вправе совершать действия по отношению к территории по своему усмотрению, но с обязательным исполнением предназначения и правового формата.

Владелец вправе сделать ограждение земельного надела, чтобы другие люди не посещали его участок и не использовали его по своему усмотрению. Совершать походы, где установлено ограждение, другие люди не вправе.

ВАЖНО: если собственник так и не оградил территорию, то она автоматически считается общим наделом, и люди вправе использовать земельный участок по своему усмотрению. Но они не имеют права наносить ущерб объектам, расположенным на нем. При нанесении ущерба они отвечают по всем установленным правилам.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Права собственника данного земельного участка указаны в Земельном кодексе. Как было сказано ранее, он вправе огородиться. Но если он этого не сделал, то может получить ущерб своему имуществу.

Причинение ущербов собственнику – это частая судебная практика. Все собственники земли на свое усмотрение вправе как установить ограждение, так и позволить другим людям пользоваться наделом. Если было нарушено спокойствие собственника и причинен ущерб имуществу, то владелец земельного участка вправе подать в суд на обидчика. В исковом заявлении он потребует устранения нарушений.

Что грозит за самовольный захват чужого участка

Земли общего пользования: основные правила использования

Ответственность за незаконный захват земельного участка указана в статье 7.1 Кодекса об административном правонарушении. Также данная ситуация может попадать под уголовную статью, если истец докажет, что самозахват сопровождается иными нарушениями. В частности, мошенническими действиями.

Штрафная санкция зависит от нескольких критериев:

  • постановка на кадастровый учет;
  • ценовой диапазон.

Вся административная ответственность указана в КоАП. Вне зависимости от статуса правонарушителя – собственника земли, штраф будет фиксирован. Штрафная санкция зависит от цены земли:

  • юридическое лицо заплатит 3%, но не менее 100 тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит 2%, но не меньше 20 тысяч рублей;
  • физическое лицо оплачивает 1,5%, но не более 5 тысяч рублей.

Если должным образом оценка не была проведена, то фиксированная стоимость по штрафу составит:

  • для юридических лиц 300 тысяч рублей;
  • для должностных он составит 50 тысяч рублей;
  • физические лица должны будут уплатить 10 тысяч рублей.

Все штрафы уплачиваются через банк по указанным реквизитам в платежке.

Примеры самозахвата

Земли общего пользования: основные правила использования

Люди присваивают земельные участки разными методами. Объектами для этого становятся наделы как частного типа, так и общественного. К примеру, путем застройки с захватом. Если гражданин не позаботился о проезде других людей и захватил самовольно землю, поставив ограждение, то это нарушение прав иных владельцев.

Собственники участков, на которые невозможно проехать по причине самовольного захвата, вправе подать жалобу в уполномоченный орган.

Сюда относят:

  1. Самовольный захват при отсутствии документального подтверждения права владения. К примеру, когда человек еще не оформил документы в уполномоченном органе, но уже начинает действия на земле общего пользования.
  2. Специальный выброс имущества на общую территорию, образование свалки ненужных вещей и деталей.
  3. Все операции, которые привели к загрязнению надела химическими элементами или радиоактивными, стоками или вредоносными бактериями.
  4. Все операции, которые привели к порче и уничтожению плодородной почвы. Такое часто встречается при бесхозяйственной эксплуатации надела, после чего слой становится истощенным, зарастает растительностью.

К незаконному захвату часто относят и территорию для парковки. Многие граждане делают ленты и тросики, чтобы освободить себе место под парковку. Масштаб нарушения предполагает в себе глобальный характер.

Самозахват части общей территории –реальность, а не прихоть конкретного автомобилиста. Земельный участок принадлежит МКД. Он не вправе устанавливать столбы, если не выкупил участок.

Земли в таком статусе возможно огородить только при наличии подтверждающего документа о праве владения и выкупа.

Захламление общих территорий

Земли общего пользования: основные правила использования

Захламление общих территорий – это несанкционированные действия на землях. Это еще может быть хлам, который бывает на территории МКД или в подъезде. Соседи часто оставляют в подъездах коляски, отходы, сундуки с овощами на зиму и другими предметами. Захламляется подвал, ступеньки и промежуточные повороты между этажами.

Это прямое нарушение правовых актов и права других людей пользоваться общей территорией. Поэтому при выявлении такого случая необходимо подавать жалобу и наказывать правонарушителя по всей строгости закона.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/zemlya-obshego-polzovaniya/

Земли общего пользования и их использование в России в 2020 году

Время чтения: 5 минут

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения.

Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП).

Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Земли общего пользования: основные правила использования

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса. Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли общего пользования: основные правила использования

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
    • природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
    • полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  2. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса, граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  3. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

Земли общего пользования: основные правила использования

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями.

Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников.

Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Читайте также:  Обязаны ли дети платить кредит за родителей

Земли общего пользования: основные правила использования

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ.

В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории.

Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП, что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Все подробности читайте в материале «Ответственность за самозахват земли в 2020 году».

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод.

Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности.

Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику.

Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны.

За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-obshchego-polzovaniya/

Как оформить земли общего пользования в СНТ и для чего это нужно

Уточнить общие границы СНТ вовремя и по всем правилам!

Оформление земель общего пользования (ЗОП)

В каждом садоводстве есть индивидуальные, частные земельные участки и земли общего пользования. С 1 марта 2019 года оформление земель общего пользования решается общим собранием и оформлением протокола общего собрания всех членов СНТ.

Земли общего пользования включают в себя:

  • Проезды;
  • Проходы;
  • Пожарные водоемы;
  • Зеленые зоны;
  • Канавы;
  • Заборы;
  • Столбы;
  • Трансформаторные подстанции.
Читайте также:  Продажа квартиры администрации города: условия продажи, документы

Для чего оформлять земли общего пользования в СНТ:

  • Снижение налогового бремени. Исключить уплату лишних налогов;
  • Возможность распоряжаться землей. (аренда земель, и т.д);
  • Страховка от самозахвата ЗОП соседними и смежными садоводствами;
  • Исключить возможность введения платного проезда частными лицами, на балансе которых числится ЗОП, либо муниципальными учреждениями, которые нередко перекрывают проезд.

Документы необходимые для оформления ЗОП:

  • Генеральный план либо проект организации застройки или проект планировки и межевания территории.
  • Свидетельство о передачи земель в коллективно долевую или в общесовместную собственность, либо в постоянное бессрочное пользование.

Этапы работ по межеванию земель общего пользования:

Уделите 5 минут этому видео и у Вас не останется вопросов!

  • После вынесения решения протоколом общего собрания уполномоченное лицо, например председатель садового общества, заключает договор с геодезической организацией на проведение межевания земель общего пользования
  • На основании правоустанавливающих документов и полученного генерального плана, геодезисты выезжают на местность и проводят оценку предстоящих работ, после чего производят съемку по фактическому землепользованию.
  • Кадастровая съемка, полученная от геодезистов, передается и обрабатывается картографом.
  • Картограф передает обработанный материал кадастровому инженеру, который заранее получил сведения из Росреестра, в виде кадастрового плана территории и выписки из ЕГРН на уточняемый, либо образуемые объекты земель общего пользования.
  • Далее составляется проект границ земель общего пользования в зависимости от задачи: уточнить границы ЗОП или образовать границы ЗОП:
  • В первом случае, кадастровый инженер ориентируется на ту площадь, которая указана в правоустанавливающих документах изначально предоставленных СНТ. Отступ от указанной в документах площади допустим в пределах плюс или минус 10%.
  • Во втором случае, при образовании ЗОП, ориентируемся на правоустанавливающие документы: постановления органа местного самоуправления об утверждении некой схемы, либо постановления об утверждении генерального плана, либо проекта организации застройки. И берем при образовании земель ровно ту площадь, которая указана в проектной документации.
  • После формирования проекта границ ЗОП, председатель должен утвердить данную схему.
  • Потом идет согласование по статье 39 ФЗ-221 в соответствии, с которой земли общего пользования подаются в газетную публикацию, того района, где находится объект.
  • И уже после согласования формируется межевой план, который выдается на руки заказчику работ, например, председателю СНТ.
  • Итог: получается выписка из ЕГРН с уточненной площадью ЗОП.

Также в случае заказа данной услуги в компании ООО ГСС, наши специалисты сдают готовый межевой план в кадастровую палату (Росреестр). Это упрощает работу кадастровому инженеру и экономит время заказчику.

Сдача межевого плана происходит по электронной цифровой подписи, которая заведена на юридическое лицо (СНТ). Подача документов осуществляется в электронном виде через портал Росреестра.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5caca94cdc9f5800afde8aee/5d5d8372c6e2a400ad2073b1

Все нюансы пользования землей общего пользования. Особенности оформления документов

Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Варианты передачи

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях.

Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.2 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Если захватчик построил на земле самовольное строение, за собственный счет суд принудит его к уничтожению построенного и восстановлению первоначального вида участка.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Источник: https://pravoved.online/polzovanie-zu/obschego-naznacheniya

Ссылка на основную публикацию